3 июля 2012 года исполнилось пять лет двум уникальным проектам – Всероссийской горячей линии социально-психологической помощи для онкологических больных и их близких 8-800-100-01-91 и профессиональному порталу для онкологов ONCOLOGY.RU
По словам Директора “Проекта СО-Действие”, Анастасии Галактионовой, основным приоритетом деятельности проекта является работа Всероссийской горячей линии социально-психологической помощи для онкологических больных и их близких 8-800-100-01-91. За 5 лет работы психологи Проекта помогли более 35 000 пациентов и их родным из 200 городов России – от Калининграда до Владивостока.
«Проект СО-действие» с 2009 года выступает организатором ежегодных всероссийских Съездов онкопсихологов, в рамках которых была создана Ассоциация профессиональных онкопсихологов и психотерапевтов. Также Проект СО-действие реализует обучающую программу для онкопсихологов России по теме «Психологическая помощь онкологическим пациентам и их родственникам». С 2009 года в ней приняли участие 113 психологов из 37 городов России и ближнего зарубежья.
В 2012 году Проект поддержало Правительство Москвы, приняв во внимание большую работу, которую сотрудники проекта проводят с жителями столицы, а именно – благотворительные акции для пациентов цикла «Приглашение к радости», психотерапевтические группы «Точка опоры», очные консультации психолога и юриста по медицинскому праву, издание и распространение печатных материалов для пациентов, поддержка интернет-порталов для больных.
Успешная работа социально-значимых благотворительных проектов пока не часто встречается в России. Один из первых специалистов, начинавших работу на линии, со-учредитель проекта, бизнес-консультант Инга Коложвари так рассказывает о начале этой работы:
– Как и в большинстве благотворительных проектов, главным фактором успеха для общественно значимого дела является конкретный человек, который горит этой идеей и который готов вложить в нее свои силы и душу. Для нашего проекта таким человеком стал его основатель и идеолог, Андрей Владимирович Скворцов. Я хорошо помню тот день весной 2007 года, когда Андрей Владимирович приехал в офис после встречи с врачами-онкологами. Они обсуждали психологические аспекты переживания болезни пациентами, и в качестве примера медики привели печальные случаи, когда после озвучивания пациенту диагноза “онкология” люди бывают настолько напуганы, что предпринимают попытки суицида, даже не разобравшись, каковы возможности лечения, насколько опасна именно их форма болезни.
Андрей Владимирович, как человек, лично сделавший очень многое, чтобы в России были и современные препараты, и диагностическая база не хуже чем в Европе, был поражен тем, что все возможности современной медицины могут быть сведены на нет отсутствием психологической поддержки для пациента в трудную минуту. Он сразу задал мне вопрос: удастся ли собрать команду психологов, которые дежурили бы на “горячей линии” и оказывали поддержку пациентам и их родственникам, настраивали бы на позитив, помогали осмыслить новые обстоятельства своей жизни и построить план действий. Когда я стала спрашивать о параметрах такой линии, возникло чувство, что по дороге от института в офис наш руководитель уже все придумал:
– Линия должна быть бесплатная, откуда бы человек ни звонил, с любого телефона, из любого населенного пункта, и она должна быть круглосуточной, с учетом возможности позвонить и с Дальнего Востока, и из Сибири, и для тех, кому особенно страшно будет ночью…
Я мысленно перебрала известные мне линии и поняла, что такой формат среди них отсутствует.
– А откуда возьмется такая линия? – осторожно спросила я.
– Я ее открою, – сказал Андрей Владимирович, как о решенном вопросе.
Он тут же нарисовал схему портала для врачей и пациентов, “половинка” сайта для профессиональных ресурсов, “половинка” для познавательных и психологических, показал, какой будет ссылка на горячую линию, и поставил срок: стартовать в начале июля… Так и начался проект.
Все эти годы проект существует в основном за счет частных пожертвований его учредителей – А.В.Скворцова и В.А. Голубева. В разное время разовую финансовую помощь проекту оказывали и другие спонсоры: и медицинские компании, и провайдеры мобильных сетей, но основное ежемесячное финансирование именно от наших учредителей, и за это им огромная благодарность. Во-вторых, поскольку проект вырос на площадке портала ONCOLOGY.RU, огромную помощь нам оказали специалисты издательства «Инфомедиа паблишерз», прежде всего наш третий соучредитель, Анатолий Сергеевич Боев, личность легендарная в издательском деле, один из первых в России (точнее еще в СССР) людей, развивавший отечественные информационно-технические ресурсы, и конечно Вячеслав Кравченко, чьими руками созданы наши порталы с первого дня их запуска.
Конечно, мы глубоко признательны нашим коллегам из издательства, благодаря которым телефон и отыскивают встревоженные люди, пациенты и их родные, но все же лицо горячей линии – это психологи, те молодые ребята, которые пришли в проект и у которых оказалось достаточно сил, мужества, профессионализма каждый день встречаться с человеческой бедой и находить нужные слова, чтобы убедить, успокоить, поддержать каждого. Прежде всего это Анастасия Галактионова, она пришла в проект первой, и на ее долю выпало не только освоение новых форм консультирования (ведь телефонная помощь психолога – это особая и недостаточно разработанная сфера деятельности), но и большая методическая работа. Настя подготовила рекомендации и инструкции, которыми пользуются сейчас все специалисты на линии. И мне сразу показалось, что у нее есть большой управленческий потенциал, хотя тогда сложно было представить, что через несколько лет эта девушка станет директором проекта. Следом за ней пришли два других замечательных специалиста “первого призыва”: Вячеслав Янстон, с его огромным для такого молодого человека опытом работы в благотворительных проектах, и Алевтина Савина, которая со своим неизменным оптимизмом и сердечностью стала настоящим “солнышком” и для нас, и для пациентов. Из следующего “поколения” психологов, пришедших в проект, хочется поблагодарить Наташу Горожанину, человека с серьезными жизненными, я бы даже сказала, философскими принципами, и Веру Голинецкую, чей голос иногда кажется пациентам слишком юным, и которая постоянно стремится научить их верить в лучшее…
Еще у нас есть возможность дать юридическую консультацию, и это огромная заслуга Антона Радуса. Его приход в проект – совершенно особенная тема. В первый же год работы мы поняли, как часто пациентам не хватает знания законодательства, чтобы побороться за свои права, а такая потребность, к сожалению, часто возникает. То лекарство назначают подешевле, а не то, которое обладает современным высоким эффектом терапии, то с группой инвалидности возникают проблемы… Понятно, что бюджеты здравоохранения в регионах невелики, но раз уж государство взяло обязательства лечить онкопациентов бесплатно, недопустимо экономить на незнании ими своих прав… И вот когда мы стали искать юриста, к нам приходили на собеседование десятки людей, но как только они слышали, что надо защищать права частного лица, кандидаты сразу ретировались. Одна дама объяснилась предельно честно: – Я стояла в судах по ту сторону, где организация доказывает что-то против человека, и я знаю, насколько мало шансов у простого гражданина защититься от системы…
Мы уже не надеялись на успех, когда к нам пришел Антон. Я не специалист, поэтому даже не могу представить, как ему удалось так грамотно поставить дело консультирования пациентов, сколько документов и рекомендаций он переработал, но люди, которым он разъясняет порядок действий, успешно добиваются и должного лечения, и положенной им группы инвалидности. Было несколько случаев, когда выигрывались и судебные дела по компенсации ущерба.
У каждого специалиста на линии есть свои особенные случаи, которыми он гордится. Теперь за 5 лет трудно припомнить все… Большое счастье в том, что они действительно не единичны. Часто перед праздниками звонят люди, чтобы нас поздравить – те, которые обращались за помощью 2-3 года назад. Среди них есть такие, в чье спасение никто не верил. Часто звонит нам, например, семейная пара: в свое время на линию обратилась жена, а тяжелый диагноз был поставлен ее мужу. Оба они в тот момент потеряли веру в спасение и опустили руки. Больше недели наша абонентка горько плакала по ночам и звонила психологам на линию, пока в нашем общении произошел перелом и аргументы подействовали: она согласилась, что нужно попробовать еще раз проконсультироваться и решиться на иное лечение. И произошло буквально чудо: специалисты другой клиники нашли удачную схему лечения, преодолели практически безнадежный диагноз. Уже три года как ее супруг забыл о своей болезни, вернулся на работу, они очень счастливы. Часто такие пациенты советуют своим знакомым в трудную минуту: обязательно позвоните на линию, и такая рекомендация дорогого стоит…
Но велика здесь и заслуга всей команды. Еженедельно проходят супервизорские группы, и на них, как на небольшом консилиуме, коллеги обсуждают самые непростые случаи, разбираются, что не получилось, что особенно зацепило за душу. Так что можно сказать, что наши лучшие результаты – это общая заслуга. Да не только психологи – вот Андрей Владимирович часто рассказывает о работе линии своим коллегам, и всегда точно помнит, какова статистика звонков, с какими сложными случаями столкнулись психологи за последний месяц… Ведь он по первому образованию врач, и, несмотря на многолетнюю работу в бизнесе, сохранил горячее желание помочь пациентам. Кстати, именно знакомство со спецификой нашей работы – с необходимостью поддержки тех, чьи дни, к сожалению, сочтены, тех, кто потерял своих близких, – привело к тому, что Андрей Владимирович решил обратиться за помощью еще к одному уникальному ресурсу, к Русской православной церкви, полгода он встречался и настойчиво обсуждал эту тему с самыми разными представителями Патриархии, и к счастью нам не отказали. 20 священников сейчас дежурит в круглосуточном режиме на линии, их работа получила благословение Патриарха, и если у людей возникает потребность поговорить, посоветоваться с батюшкой, это возможно.
Директор проекта, Настя Галактионова, добавляет:
– Я отнесла бы к нашей команде и других добровольных помощников: волонтеров, сотрудников культурных учреждений: музеев, театров, галерей и библиотек, которые открывали для наших пациентов свои двери бесплатно, всех наших коллег в регионах, которые приезжали к нам на учебу, а сейчас работают в онкологических больницах и оказывают пациентам помощь на местах.
Ну и было бы несправедливо не выразить огромную благодарность врачам, которые поддерживали нас все эти годы, помогали добрым советом, консультациями, говорили своим коллегам и пациентам о нашем ресурсе. Без их помощи, их авторитета линия не стала бы таким эффективным ресурсом. Поэтому хочется сказать огромное спасибо В.В.Старинскому, Л.М.Когонии, И.В.Решетову, С.А.Тюляндину и другим докторам. В этом году свою поддержку проекту оказывает и Национальная Медицинская Палата во главе с Л.М.Рошалем.
Мы благодарим наших учредителей за поддержку, которую они оказывают нам в течение 5 лет существования Проекта.
Хочется пожелать нам всем удачи и сил для реализации всех задуманных начинаний, а их еще немало…