Служба “Ясное утро” в рамках проекта “Профессиональное развитие” подготовила перевод статьи, опубликованной в Scientific Reports в апреле 2024 г. В статье приведены результаты исследования стратегии снижения гнева, основанной на ситуативно-когнитивном подходе.
Важность контроля такой эмоции, как гнев, всегда была актуальной темой: о том, как избегать возникновения гнева, писал еще Сенека. Несмотря на кажущуюся изученность вопроса, подавление гнева все еще является проблемным моментом для многих людей.
Поиск эффективных способов снижения гнева остается актуальным и сейчас. Простое подавление гнева, как правило, малоэффективно. Когнитивная переоценка и отвлечение помогают снизить гнев. Однако стратегия отвлечения помогает на короткое время, а когнитивная переоценка требует значительных мыслительных усилий, что зачастую бывает сложно в стрессовых ситуациях.
Еще одним эффективным способом снижения гнева является дистанцирование (как наблюдательская позиция). Но следует учитывать, что в эмоционально заряженных ситуациях оно бывает невозможно. Безуспешные попытки снижения гнева могут привести к повторяющимся мыслям о событии, его вызвавшем. Эти руминации приводят к повторному проживанию предшествующих ситуаций, вызвавших гнев, и в итоге – к поддержанию или возрастанию степени гнева и соответствующим физиологическим реакциям.
Однако записывание на бумаге эмоционально заряженных событий не всегда поддерживает или увеличивает степень гнева. Напротив, в зависимости от стиля письма переживание гнева может успешно снижаться. Например, когда испытуемые писали о событии в отстраненной, «холодной» манере, гнев снижался, но он возрастал, если событие излагалось эмоционально насыщенно. В этом контексте следует упомянуть технику экспрессивного письма, часто используемую в ходе эмоционально-фокусированной терапии как эффективно подавляющую гнев.
Однако существует только одно исследование с использованием этой методики. Его результаты показали, что наиболее продуктивно описание этой эмоции в прошедшем времени. Отмечалось, что негативные предложения при описании себя («моя жизнь бессмысленна»), перефразированные в отстраненном ключе («у меня возникает мысль, что моя жизнь бессмысленна»), помогают снизить степень эмоционального дискомфорта, связанного с этим утверждением.
Эти работы подчеркнули важность когнитивных процессов (таких, как цели или убеждения), по природе своей субъективных. Более обширный обзор литературы, посвященной регуляции эмоций, показывает успешность контроля эмоций через динамическое взаимодействие между человеком и ситуацией. С этой точки зрения люди воспринимают окружающий мир в терминах возможностей совершения определенных действий. Эти функциональные признаки среды существуют не исключительно в человеческом сознании, но в физической реальности, с которой человек может вступать в определенные отношения.
Например, люди могут принимать различные вещества с целью изменения своего настроения, могут принимать горячий душ, когда чувствуют себя одиноко, или обнимать плюшевую игрушку, когда испытывают страх. Следует упомянуть и такое понятие, как процедура сепарации (grounded procedure of separation). Например, в ситуации болезненного расставания с партнером человек может уничтожить связанный с ним предмет таким образом, чтобы тот стал неузнаваем (сжечь, разорвать и т.д.). Это действие и его эффект также предполагают, что ментальные репрезентации и функции основываются на опыте взаимодействия человека с физической реальностью.
В данном исследовании используется основанная на ситуативно-когнитивном подходе стратегия снижения гнева. Оно включает в себя два эксперимента: в ходе первого участники избавлялись от листа бумаги с описанием эмоционально заряженного события путем выбрасывания, во втором – уничтожали его с помощью шредера. Авторы предполагают, что, если акт избавления от объекта имеет критическую значимость в изменении эмоционального состояния, гнев успешно снижался бы в ходе первого эксперимента, т.к. в этом случае происходила бы процедура сепарации. Если же большее значение имеет само избавление от объекта, степень гнева снизится в обоих случаях.
Эксперимент 1
В эксперименте приняли участие две группы респондентов: 50 студентов университета Нагоя в Японии (34 мужчины, 16 женщин, средний возраст = 21.11). В ходе эксперимента эмоциональное состояние респондентов измерялось в начале, после возникновения эмоции и после записи события. Испытываемые эмоции предлагалось оценить по шестибальной шкале по пяти пунктам в зависимости от того, насколько чувства соответствуют конкретному слову: злой, обеспокоенный, раздраженный, враждебный, недовольный. Также использовался опросник PANAS (Positive and Negative Affect Schedule), предназначенный для самооценки позитивных и негативных аффектов.
Участникам было дано задание написать эссе о какой-либо значимой социальной проблеме. После эссе респонденты заполняли опросник PANAS и шкалу гнева, а затем им давалась заранее подготовленная обратная связь. Оценка эссе проводилась по шести характеристикам с использованием девятибалльной шкалы. Всем респондентам были даны следующие оценки: интеллект = 3, интерес = 3, дружелюбие = 2, логика = 3, уважение = 4, рациональность = 3.
Затем респонденты записывали все вызванные обратной связью мысли. Инструкция звучала следующим образом: «Подумайте об этом событии с вашей собственной точки зрения. Сконцентрируйтесь на том, что именно вызвало у вас эмоции». В случае с первой группой бумага убиралась в прозрачную папку и помещалась на край стола. Респонденты, входившие во вторую группу, комкали бумагу и кидали ее в мусорное ведро. Первая группа продемонстрировала значительно более высокий уровень гнева в сравнении с изначальным. Участники второй группы полностью избавились от чувства гнева после уничтожения записей. Авторы предполагают, что причиной этому служит отождествление физического объекта с психологической сущностью, и акт избавления от записей ассоциируется с избавлением от эмоции как таковой. Для проверки этой гипотезы был проведен второй эксперимент.
Эксперимент 2
В эксперименте приняли участие 46 человек (23 мужчины и 23 женщины, средний возраст = 26.81) — студенты и сотрудники местной логистической компании. Как и в первом эксперименте, для оценки степени гнева использовались опросник PANAS и шкала гнева, а сама оценка производилась трижды – в начале эксперимента, после эмоционально заряженного события и после уничтожения записей о нем. Выборка была разделена на две группы. Записи первой группы сохранялись, записи второй уничтожались с помощью шредера. Результаты второго эксперимента были идентичны результатам первого. Уровень гнева у участников группы, чьи записи уничтожались, значительно снизился, в отличие от группы, чьи записи сохранялись.
Результаты и выводы
Акт уничтожения записей об эмоционально заряженном событии помогал снизить вызванный им гнев вне зависимости от способа. Субъективная оценка испытываемого гнева в конце эксперимента соответствовала эмоциональному состоянию респондентов в начале. Результаты исследования показывают, что сенсомоторный процесс выбрасывания бумаги играет не такую важную роль, как символическое значение действия. Авторы предполагают, что результаты могут быть связаны с феноменом «обратной контагиозной магии» (backward magical contagion). Это разновидность магического мышления, а именно бытовое убеждение, что действие, примененное по отношению к объекту, ассоциирующемуся с определенным человеком, может повлиять на этого человека. Если следовать логике этого убеждения, негативные эмоции могут передаваться человеку через предметы (в т.ч. принадлежащие другим), а значит, нейтрализация чувства гнева через избавление от объекта может быть достигнута при понимании того, что его физическое обозначение – т.е. лист бумаги – было уничтожено.
Эта работа является первой, в рамках которой предлагается использование физического объекта для снижения гнева, и может послужить основой для дальнейших исследований способов регуляции эмоций. Приведенный метод, в свою очередь, является легким, доступным и не требующим затрат, что позволяет применять его как в клинической практике, так и в повседневной жизни.
Оригинал статьи «Anger is eliminated with the disposal of a paper written because of provocation» (авторы Yuta Kanaya и Nobuyuki Kawai) доступен по ссылке.
Текст подготовлен специалистом-психологом Службы “Ясное утро” Марией Скавронской
#ясноеутро #онкопсихология #снижениегнева