12 августа 2021 г. состоялся финал российского этапа международного конкурса Research Got Talent. Конкурс проводится ассоциацией ESOMAR в партнерстве с платформой социальных изменений Todogood.
Первое место заняла работа команды Центра медико-социологических исследований НИИ организации здравоохранения для Службы “Ясное утро”. Работа была посвящена изучению потребности в онкопсихологической помощи в России. Победившая команда примет участие в международном конкурсе молодых исследователей “Research Got Talent 2021” 21-22 сентября в рамках ESOMAR Congress, который пройдёт в онлайн-формате.
Полученные данные показали наличие выраженной потребности в онкопсихологической помощи в России.
Близко с онкологическими заболеваниями сталкивается больше половины населения России (56%) – это сами пациенты, их близкие родственники или друзья.
50% пациентов отмечают высокий уровень переживаний в связи заболеванием. 8% опрошенных пациентов сообщили о наличии суицидальных мыслей. 47% близких родственников показали наивысший уровень переживаний. При этом у родственников, лично осуществляющих уход за онкологическим пациентом, он существенно выше, чем у тех, кто не ухаживал.
9 из 10 опрошенных врачей, работающих с онкологическими пациентами, сталкивались с запросами пациентов, которые следовало бы перенаправить к психологу.
При этом всего 16% пациентов и родственников задумывались об обращении за психологической помощью по поводу болезни и только 7% пациентов и 5% родственников реально обратились.
Такие цифры связаны с барьерами в получении психологической помощи. Среди них:
- неинформированность – люди не знают о существовании помощи или о том, где и как её можно получить;
- недоступность – инфраструктурная, денежная, кадровая;
- стигматизирующие установки – мысли о том, что психологическая помощь нужна только для «психов», «слабых», «вообще не эффективна», а обращаться за ней «стыдно».
Эти установки распространены не только среди пациентов, но и среди врачей и всего населения в целом.
Дополнительный негативный вклад в психологическое самочувствие родственников и пациентов вносят широко распространённые мифы, что лечение от рака очень дорогое (62%), приносит только боль и страдания (34%), рак неизлечим (25%), а также онкофобические установки (например, что раком можно заразиться). Здесь значимую роль играют также социальные медиа, основной массив сообщений в которых на тему онкологии в русскоязычном сегменте посвящён неэффективности лечения, страданиям и просьбам пожертвовать деньги.
Результаты исследования показывают, что кроме организации психологической службы в онкологии, остро необходима борьба с онко- и психостигмой в российском обществе, которая не даёт пациентам и их близким даже задуматься об обращении за психологической помощью своевременно. Также вызывает опасение тот факт, что 9% здоровых людей сообщили, что никакие изменения в здоровье не заставят их обратиться к онкологу. В связи с этим необходимо уделять особое внимание работе по дестигматизации онкологической помощи в России.
Полученные данные свидетельствуют в пользу эффективности психологической помощи в онкологии – её позитивные эффекты у пациентов подтверждают 9 из 10 опрошенных врачей, а уровень переживаний родственников пациентов, которые обратились за помощью, статистически ниже, чем у тех, которые хотели, но не обратились.
Ещё одна мишень работы психологов в онкологии – это профилактика профессионального выгорания и развитие навыков профессиональной коммуникации у медицинского персонала, взаимодействующего с онкопациентами. По мнению 53% пациентов, именно от врача они ожидают психологическую поддержку в первую очередь. По мнению опрошенных врачей, в среднем в 43% случаев онкопациенты и в 38% случаев родственники предъявляют эмоциональные запросы, которые следовало бы направить к психологу. Более половины врачей отметили у себя признаки эмоционального истощения, а две трети обратились бы к психологу, если бы у них была такая возможность.
Таким образом, по результатам исследования можно выделить следующие черты психологической службы в онкологии:
- Цель службы – не только пациент, но и родственник, который зачастую испытывает больше психологических страданий, хотя и со своей спецификой. На одного пациента в среднем приходится 3 родственника.
- Налицо актуальная неудовлетворённая потребность в окнопсихологической помощи в России. Прямую потребность указали 10% пациентов. Скрытая потребность в психологической помощи присутствует у 2/3 всех онкологических пациентов и их близких. В первую очередь психологическая помощь онкологическим пациентам требуется на этапе постановки диагноза.
- В психологической поддержке и консультациях по взаимодействию с пациентами и родственниками нуждаются и сами врачи.
- Существующие возможности для получения психологической помощи должны быть связаны в единую мультидисциплинарную систему, где свободно взаимодействуют врачи и психологи. Такая система должна своевременно информировать и маршрутизировать пациентов и их близких за получением психологической помощи, а сама психологическая помощь должна оказываться по месту лечения основного заболевания.
Презентация исследования
Видеозапись презентации исследования
Служба «Ясное утро» обеспечивает работу горячей линии помощи онкобольным в России с 2007 года. Пациенты и их близкие со всей России могут круглосуточно и бесплатно получить консультацию опытного психолога, юриста по медицинскому праву, а также прояснить информационные вопросы, связанные с прохождением лечения. Ежемесячно на горячую линию 8-800-100-0191 поступает 3000 обращений. Сегодня Служба «Ясное утро» не только организует горячую линию помощи онкологическим больным, но и имеет программу очных консультаций для пациентов, курсы повышения квалификации для психологов, программы по развитию навыков профессиональной коммуникации и профилактике профессионального выгорания для специалистов, работающих с онкологическими пациентами. На настоящий момент организация также издала десятки информационных материалов для пациентов и ведёт активную просветительскую деятельность, направленную на борьбу с онко- и психостигмой.