На сайте Pro-palliativ.ru опубликован перевод статьи по результатам исследования коммуникационных навыков врачей, проведенного для Медицинского центра Бэйлорского университета в Далласе (США).Статья опубликована в январе 2016 года в журнале BUMC Proceedings. В ней дан краткий обзор протоколов сообщения плохих новостей пациентам и их родственникам, в частности протокола SPIKES.
Если врач не умеет правильно сообщать плохие новости, это отрицательно сказывается как на нем самом, так и на его пациенте. Поэтому необходимость обучения врачей данному навыку очевидна. Оптимальный вариант – это тренинг, ориентированный на пациента и его близких. Такой подход не только ставит пациента во главу угла, но также, по некоторым данным, обеспечивает наибольшую удовлетворенность [качеством обслуживания] и помогает пациенту воспринимать врача как человека небезучастного, доступного для общения, вселяющего надежду и не властного.
В рамках подхода, ориентированного на пациента и его близких, врач сообщает информацию тем способом, который отвечает потребностям пациента и его близких. Эти потребности определяются на основании культурных, духовных и религиозных убеждений пациента и его близких, а также традиций, которых они придерживаются. Сообщая информацию с учетом этого, врач должен удостовериться, что пациент ее правильно понял, а также проявить эмпатию. В этом отличие данного подхода от чисто эмоционального, характеризующегося тем, что врач подчеркивает печальный характер новости и в избытке проявляет сочувствие и эмпатию. Такой подход в наименьшей степени обнадеживает пациента и препятствует эффективному обмену информацией.
Кроме того, качественное обучение должно включать в себя протокол самого процесса сообщения плохих новостей. В литературе описано несколько таких протоколов, которые были апробированы на практике. Этой теме посвящены многие публикации Бакмена (Buckman) – в частности, одна из ключевых его работ, изданная в 1992 году («Как сообщать плохие новости: пособие для медицинских работников»). Его рекомендации включают в себя следующие: необходимость личной встречи; определение степени осведомленности пациента; обмен информацией; подтверждение, что информация правильно понята; договоренность о дальнейших действиях и ее выполнение.
Файн (Fine) предложил протокол, состоящий из пяти этапов:
- Подготовка места проведения встречи, оповещение пациента о временных ограничениях и цели встречи с учетом потребностей пациента и его культурных и религиозных ценностей;
- Получение информации, включая такие вопросы как степень осведомленности пациента [о болезни], какую дополнительную информацию он хочет получить, что он думает о своем состоянии;
- Обмен информацией с целью пересмотра дальнейших планов и обучения [пациента];
- Получение информации: оценка восприятия информации пациентом, разъяснение ошибочно понятой информации, тактичное разрешение разногласий;
- Реакция пациента: оценка реакции пациента на полученную информацию и завершение беседы.
Бэйл с коллегами (Baile et al) предложили протокол SPIKES:
S (setting up) – подготовиться к беседе;
P (perception) – выяснить, как пациент воспринимает свою болезнь;
I (invitation) – дождаться, когда пациент попросит сообщить ему новости;
K (knowledge) – предоставить пациенту информацию;
E (emotions) – отреагировать на эмоции пациента, проявить эмпатию;
S (summary/strategy) – подвести итоги и разработать стратегию дальнейших действий.
Ребоу (Rebow) и МакФи (McPhee) предложили модель ABCDE:
A (advance) – предварительная подготовка;
B (build) – создание терапевтической атмосферы / выстраивание терапевтических отношений [с пациентом];
C (communicate) – качественная коммуникация;
D (deal) – проработка реакции пациента и его близких;
E (encourage) – поддержка и признание права пациента и его близких выражать любые эмоции.
Кроме приведенных выше, есть и много других публикаций, касающихся навыков коммуникации при сообщении пациентам плохих новостей.
Дополнительные факторы, которые необходимо учитывать при сообщении плохих новостей, включают в себя:
— обстановку [во время встречи],
— социальный контекст,
— специфику самого сообщения.
В идеале пациент должен иметь возможность прийти на встречу с теми, кто может оказать ему поддержку. Что касается содержания сообщения, то врач должен быть подготовлен. Он должен знать, какой информацией уже располагает пациент, должен уметь вселить в пациента надежду, дать пациенту возможность выразить свои чувства, задать вопросы, а в конце подвести итоги. Информацию необходимо сообщать, проявляя сочувствие и уважение, на языке, понятном пациенту, без использования медицинского жаргона и специальных терминов.
С переводом статьи можно ознакомиться по ссылке. Оригинал статьи можно прочитать по ссылке.
#ясноеутро #врачпациент