Министерство здравоохранения РФ предложило проект, регламентирующий новый порядок предоставления пациентам выписок из медицинских документов, а также сроки предоставления копий. Подробнее о планируемых изменениях с комментарием юрисконсульта Службы “Ясное утро” – далее в материале.
Согласно опубликованному проекту ведомственного регламента, выписки будут выдаваться в течение 30 дней, а сама услуга останется бесплатной. Пациент или его законный представитель должен передать в медорганизацию запрос о предоставлении медицинских документов – либо на бумажном носителе, либо в форме электронного документа с подписью пациента, законного представителя или одного из родителей, в случае если запрос касается данных несовершеннолетнего пациента.
В заявлении в свободной форме должны быть указаны фамилия, имя и отчество пациента, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, контакты – почтовый адрес, электронная почта и телефон, а также наименование медицинских документов, выписки из которых или копии которых нужны, или период, за который необходимы сведения о состоянии здоровья. Под документом должны стоять дата и подпись.
Выписку или копию можно будет получить при личном обращении, по почте или в форме электронного документа из медицинской карты пациента в амбулатории или стационаре, истории развития ребенка или новорожденного, карты беременной и родительницы, истории родов, стоматологической медкарты. Помимо этого, можно будет получить копию протокола патолого-анатомического вскрытия, в том числе новорожденного или мертворожденного. При этом можно дополнительно запросить результаты исследований – в аналоговой или цифровой форме. Документ будет заверяться подписью врача и печатью организации, срок получения – 30 календарных дней с момента регистрации обращения.
Как указано в пояснительной записке, проект разработан в соответствии с ч. 5 ст. 22 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», предусматривающего право получения отражающих состояние здоровья пациента медицинских документов. В сентябре 2012 года Минздрав издал приказ №207н «Об утверждении оснований, порядка и сроков предоставления пациенту либо его законному представителю медицинских документов (их копий) и выписок из них», однако в декабре того же года регламент был возвращен из Министерства юстиции без государственной регистрации. В связи с этим Минздрав в январе 2013 года издал приказ №12, отменивший действие приказа №207н, а сам порядок выдачи копий с тех пор остался неурегулированным. При этом ведомство рассматривало возможность сделать повторную выдачу копий в течение одного месяца платной.
(Источник: Федеральный портал проектов нормативных правовых актов)
Комментарий юрисконсульта Службы “Ясное утро” Полины Астафьевой:
“Проект является актуальным и давно назревшим актом. Законом и ранее была закреплена возможность пациента либо его законного представителя по запросу (направленному в том числе в электронной форме) получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы, их копии и выписки из них, в том числе в форме электронных документов. При этом не было понятно, как именно реализовать своё право на получение документов в электронном виде: каким образом должен быть подписан запрос в электронной форме, как в этом случае будет обеспечиваться идентификация гражданина и обеспечиваться охрана врачебной тайны.
Проект также вносит ясность в ряд других важных вопросов. Например, закрепляет возможность получения пациентом аналоговых изображений (рентгенограммы, флюорограммы, фото-, киноизображения, микрофиши) или цифровых изображений на цифровых носителях (магнитных лентах, CD- и DVD-дисках, магнитно-оптических дисках).
При этом устанавливаемый Проектом срок предоставления медицинских документов до тридцати календарных дней со дня регистрации запроса, на мой взгляд, не в достаточной мере обеспечивает соблюдение принципа приоритета пациента. Нередко пациентам, особенно с тяжёлыми заболеваниями, когда счёт идёт на месяцы, а то и дни, медицинские документы нужны в гораздо более короткие сроки. Например, при необходимости получения консультации у стороннего специалиста при нетипичном течении заболевания, возникших осложнениях и иных срочных вопросах. В этом случае мы рекомендуем пациентам обращаться за содействием и ускорением разрешения вопроса к руководителю медицинской организации.”