Наши друзья из журнала Pallium, освещающего вопросы паллиативной и хосписной помощи, опубликовали исследование «Психосоциальные потребности паллиативных пациентов и их близких: анализ обращений на горячие линии помощи пациентам». Исследование было проведено и подготовлено к публикации сотрудниками «Ясного утра»: старшим специалистом-психологом Марьям Гамзаевой, директором Службы Ольгой Гольдман и ведущим психологом Сергеем Токаревым.
Абстракт
Целью данной статьи является анализ обращений пациентов паллиативного профиля и их близких на горячие линии помощи пациентам для выявления актуальных запросов, их особенностей и различий в связи с разными факторами. В наши задачи входил не только анализ обращений на горячие линии, но и анализ литературы по вопросам, связанным с получением и нуждаемостью онкологических пациентов и их близких в психологической помощи на разных этапах болезни, в т. ч. паллиативном и терминальном. Современные исследования показывают, что наличие поддержки со стороны не только психологов, но и медицинского персонала, повышает качество жизни пациента.
В качестве материала для анализа мы выбрали отчеты об обращениях на горячую линию помощи онкологическим пациентам Службы “Ясное утро” за 12 месяцев 2022 г. и на горячую линию по вопросам паллиативной помощи за 12 месяцев 2022 г. и июль–сентябрь 2023 г. В качестве методов анализа мы использовали описательную статистику, частотный анализ, статистические критерии Стьюдента, Хи-квадрат Пирсона, Н-критерий Краскела – Уоллиса.
Как показали результаты исследования, существуют особенности в запросах и потребностях пациентов и родственников в ситуации паллиативного статуса пациента. Пациенты в большей степени склонны обращаться за психологической поддержкой, в то время как родственники в большей степени ищут информацию о паллиативной помощи и, в том числе, обезболивании.
Родственники паллиативных пациентов испытывают трудности психосоциального характера не только в связи с онкологическим, но и другими диагнозами пациента. Обнаружена статистически достоверная разница в характеристиках обращений абонентов в зависимости от времени обращения, диагноза, стадии, категории запроса, уровня кризиса и других факторов.
Практическая значимость данного исследования состоит в ориентации специалистов, занимающихся паллиативной помощью, в учете обнаруженных закономерностей при организации медицинской и психологической помощи, информирования и просвещения пациентов и их близких.
Ключевые слова: паллиативная помощь, психологическая помощь, горячая линия, онкопсихология, психоонкология, кризис, обезболивание, психологический запрос, информационный запрос, юридический запрос, скорая помощь, капельницы, питание пациента.
С полным текстом исследования можно ознакомиться и скачать здесь.