На сегодняшний день в рамках ОМС доступны 2 основных вида взаимодействия при получении медпомощи в рамках телемедицинских технологий:
– взаимодействие медицинских работников между собой;
– взаимодействие медицинских работников с пациентами и (или) их законными представителями.
Взаимодействие медицинских работников между собой (основной вид консультаций):
Участники консультации: лечащий врач/ медицинский работник, осуществляющий диагностическое исследование; консультант.
Цель – получение заключения медицинского работника сторонней медицинской организации по вопросам оценки состояния здоровья пациента, уточнения диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения.
Необходимость проведения консультации устанавливает лечащий врач пациента и (или) медицинский работник, осуществляющий диагностическое исследование. Лечащий врач предварительно проводит обследование пациента, формирует направление на консультацию и согласовывает его с главврачом. Далее врач (медицинский работник, осуществляющий диагностическое исследование) подготавливает в электронном виде клинические данные пациента (данные осмотра, диагностических и лабораторных исследований, иные данные) и направляет их консультанту либо обеспечивает дистанционный доступ к соответствующим медицинским данным пациента.
Консультации могут проводиться в режиме реального времени и (или) в форме отложенных консультаций. По результатам проведения телемедицинской консультации оформляется медицинское заключение и направляется лечащему врачу.
Сроки проведения консультаций:
– в экстренной форме – от 30 минут до 2 часов с момента поступления запроса;
– в неотложной форме – от 3 до 24 часов с момента поступления запроса;
– в плановой форме – в рамках программы государственных гарантий: 3 рабочих дня при подозрении на ЗНО, далее в срок до 14 рабочих дней.
По ряду онкологических диагнозов (ЗНО сердца, костей и суставных хрящей, глаза, мозговых оболочек, спинного мозга, соединительных тканей и др.), предусмотрены прямые рекомендации по проведению консультации (или консилиума врачей) в федеральном центре, в т.ч. дистанционно.
Кроме того, в сложных клинических случаях для уточнения диагноза в целях проведения оценки, интерпретации и описания результатов врач-онколог путем информационного взаимодействия организует направление:
– цифровых изображений, полученных по результатам патоморфологических исследований (гистология, иммуногистохимия, молекулярно-генетические исследования), – в референс-центр (другими словами, спецлабораторию, которая оценивает качество и точность исследований других лабораторий);
– цифровых изображений, полученных по результатам лучевых методов исследований (КТ, МРТ, ПЭТ КТ), – в дистанционный консультативный центр лучевой диагностики.
Взаимодействие медицинских работников с пациентами и (или) их законными представителями:
Участники консультации: пациент и (или) его законный представитель; врач.
В рамках ОМС консультации в формате «пациент – врач» доступны только для коррекции ранее назначенного пациенту лечения, в т.ч. назначения дополнительных обследований и формирования рецептов на лекарственные препараты в форме электронного документа, при условии установления диагноза и назначения лечения по данному обращению на очном приеме.
По результатам консультации производится соответствующая запись о корректировке лечения, оформлении рецепта или назначении дополнительных обследований в медицинской документации пациента.
Также предусмотрена возможность дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента — назначается лечащим врачом и включает: