Как часто мы всей душой переживаем за близкого человека и хотим его поддержать, но не можем подобрать слова? Мы боимся сказать лишнее, обидеть или показаться равнодушными. В итоге на ум приходит только стандартное “Все будет хорошо”, а общение может потерять легкость и искренность. Несколько рекомендаций о том, как выстроить бережную коммуникацию с онкопациентом — в материале Службы “Ясное утро”.
Если у вас есть время, чтобы подготовиться к разговору, прислушайтесь к себе. Что вы чувствуете? Как относитесь к происходящему? Как глубоко готовы вовлечься в ситуацию? Станьте хорошим слушателем. Не старайтесь моментально заполнять паузы дежурным “Все будет хорошо”. Молчание — это нормально; иногда оно гораздо важнее слов.
Универсальных рецептов поддержки не существует. Наверняка, вы хорошо знаете собеседника и понимаете, какие слова помогут ему вернуть душевное равновесие. Тем не менее, есть фразы, которых по возможности стоит избегать в общении с тяжелобольным пациентом.
Держись! Будь сильным!
Человек, узнавший об онкологическом диагнозе, находится в ситуации серьезнейшего стресса. Обращаясь за поддержкой, он хочет хотя бы на время разделить эмоциональный груз. Призывая пациента “держаться”, вы возвращаете ему стопроцентную ответственность за его чувства: соберись и справляйся сам.
Не стоит давить на человека, принуждая его вести себя или чувствовать себя определенным образом. Вместо этого попробуйте проявить искреннее участие. Если собеседник открыт к разговору, можно спросить, как он справляется, как себя чувствует и что его тревожит прямо сейчас.
Это ужасно! Как же теперь быть?
Постарайтесь не нагружать пациента своими отрицательными эмоциями — ему и без того страшно. Ваши причитания только усилят панику. Если вы хотите искренне посочувствовать, дайте заболевшему человеку выговориться, выпустить пар, поплакать. Ваши рыдания (особенно в ситуации, если сам пациент спокоен) только убедят его в том, что все действительно очень и очень плохо.
Вероятно, вам страшно и горько за близкого человека. Эти эмоции можно выразить иначе. Скажите: “Мне очень жаль, что с тобой это произошло, но я буду рядом, чтобы пройти через это вместе с тобой”.
Многочисленные исследования подтверждают, что процесс переживания онкозаболевания проходит не только у самого пациента, но и у его близких. Если вы не можете сдерживать слезы, мысли о заболевании близкого не дают вам покоя, вы потеряли сон или в целом ощущаете себя неблагополучно, это повод вам обратиться за помощью — к близким или специалисту-психологу. Круглосуточная бесплатная психологическая поддержка доступна на Всероссийской горячей линии 8-800-100-0191.
Все будет хорошо!
Самая распространенная и во многом бессмысленная фраза поддержки. Во-первых, она не до конца правдива — ни вам, ни вашему близкому человеку не известно, как будет протекать болезнь. Во-вторых, произнося привычное “Все будет хорошо”, вы как бы отгораживаетесь собеседника и обесцениваеете его чувства (пусть и неприятные). По сути, вы говорите: это ерунда, не бери в голову! Но ведь вы имеете в виду абсолютно другое?
Чтобы все действительно стало хорошо, потребуются время и силы. Спросите, чем вы можете быть полезным пациенту, а еще лучше — предложите конкретную посильную помощь. Дайте вашему близкому человеку понять, что вы остаетесь на связи и всегда готовы подставить дружеское плечо.
Если вам нужна помощь или вам не с кем поделиться своими мыслями, звоните на Всероссийскую горячую линию помощи онкопациентам и их близким 8-800-100-0191. Круглосуточно, бесплатно, анонимно.