Служба Ясное утро. Помощь онкологическим больным
  • Помочь проекту
  • Медикам
  • Пациентам
  • Психологам
  • Партнерам
8 800 100 0191
Круглосуточно. Бесплатно. Анонимно.

  • О нас
    • О службе
    • Миссия и задачи
    • Проектная структура
    • Наша команда
    • Социальные изменения
    • Документы и отчеты
    • Наши партнеры
    • Новости
    • Оценить качество консультации
  • Программы помощи
    • Горячая линия
    • Юридическая помощь
    • Группа поддержки «Точка опоры»
    • Группа поддержки для потерявших близкого
    • Очные консультации
    • Психологическая помощь в стационарах
  • Спецпроекты
    • Выгоранию.нет
    • Эффективный специалист
    • Не тяни – позвони
    • Всё ясно
    • Соберись и борись
  • Поддержка пациентов и их близких
    • Психологическая поддержка
    • Юридическая поддержка
    • Материалы для пациентов
    • Сервис “Просто спросить”
    • Справочник организаций
  • Вопрос-ответ
    • Ответы психолога
    • Ответы юриста
    • Задать свой вопрос

Подразделы:

Поддержите горячую линию помощи онкобольным

Круглосуточно и бесплатно мы помогаем всем, кто обращается к нам на горячую линию – больным и их близким, друзьям, знакомым. Позвонив на линию, можно обсудить с консультантом такие вопросы, как: Как справиться со своими эмоциями и начать активно бороться за свое здоровье? Говорить ли близким, знакомым, коллегам о диагнозе? Как поддержать больного человека? Где найти силы, чтобы справиться с болезнью? Не останусь ли я один? Примут ли меня близкие? Почему это случилось именно со мной? В чем смысл этого испытания и в чем смысл моей будущей жизни? Смогу ли я справиться с болезнью? Как мне жить дальше?

537 875 ₽
Пожертвовать
QR сбербанк
Типичный портрет российского пациента: результаты всероссийского опроса

29.12.202311.03.2024

Центр социального проектирования «Платформа» и компания онлайн-исследований «ОнИн» («Онлайн Интервьюер») представили доклад о стратегии россиян в выборе лечения. Всероссийский онлайн-опрос прошел в ноябре 2023 года. В нем принимали участие 1,2 тыс. россиян старше 18 лет.

Основные выводы и данные исследования:

9% респондентов оценивают свое здоровье как отличное, 33% как хорошее, 50% как удовлетворительное. 7% называют свое состояние плохим и лишь 1% — очень плохим

Типичный российский пациент удовлетворительно или хорошо оценивает свое здоровье, не склонен к профилактике и ранней диагностике, а в случае болезни сначала прибегает к самолечению. Он с некоторым недоверием относится к врачебным рекомендациям и читает отзывы о врачах или клинике в интернете. Россияне склонны давать высокие оценки состоянию своего здоровья, несмотря на чувство дискомфорта и боли, отмечают медики. Это увеличивает риски несвоевременного обращения за медпомощью и нагрузку на систему здравоохранения.

Позитивным оценкам отдают предпочтения мужчины и молодежь, негативным — женщины, люди более старшего возраста и с доходом ниже среднего. Авторы исследования указывают, что материальное положение ожидаемо оказывает влияние на представление о состоянии здоровья: критичные оценки более распространены среди респондентов с доходом ниже среднего.

Большинству россиян свойственно лечиться только по мере необходимости (73%), и лишь четверть занимается профилактикой и ранней диагностикой (25%). В долю тех, кто чаще заботится о своем здоровье на ранних этапах, вошли женщины и молодежь (18–24 года). Пренебрегают этим чаще всего люди среднего возраста (45–54 года).

Опрос показал, что россияне склонны давать высокие оценки состоянию своего здоровья, несмотря на чувство дискомфорта и боли

Так, 83% россиян оценили в целом свое здоровье как «хорошее», «очень хорошее» и «отличное». Однако, когда респондентам предложили оценить свое здоровье более детально, оказалось, что только 30% не имеют проблем ни в одной из шести базовых жизненных функций: зрение, слух, ходьба и подвижность, когнитивные функции, возможность ухода за собой, познание и коммуникация. Каждый второй респондент отмечал некоторые затруднения хотя бы в одной из шести жизненных сфер, а каждый девятый говорил о серьезных функциональных ограничениях. Эксперты пришли к выводу, что это оказывает ощутимое влияние на качество жизни населения и увеличивает в будущем риски несвоевременного обращения за медицинской помощью.

Большинство россиян (76%) предпочитают стратегию самолечения

В основе такой мотивации лежат невысокая удовлетворенность медицинским сервисом, высокие загрузки на работе, «доверие к непроверенной информации», а также «перенос функции консультанта на аптечного работника», говорится в докладе. Лишь 18% респондентов обратятся к врачу сразу при возникновении симптомов. 4% и вовсе не будут предпринимать никаких действий для выздоровления.

К предписаниям врачей россияне относятся с некоторым подозрением: 46% ищут дополнительную информацию, 11% предпочитают обращаться к нескольким специалистам для сравнения разных позиций, и только 36% полностью следуют рекомендациям после приема. 

Исследование подтверждает: основной ресурс для выбора специалистов — социальные связи, на рекомендации знакомых опирается 31% респондентов. Чаще всего они определяют выбор врача на Кавказе (44%). Для 13% опрошенных, которые прибегают к самостоятельному поиску, отзывы о врачах на различных сервисах оказываются решающим фактором, а общий рейтинг клиники практически не играет роли — 6%.

Большинство россиян (86%) предпочитают традиционное лечение. Нетрадиционные способы и гомеопатические препараты выбирают лишь 8%

Директор Службы психологической помощи онкопациентам «Ясное утро» Ольга Гольдман, комментируя изданию «Коммерсант» данные опроса, полагает, что «высокая оценка собственного здоровья, которую продемонстрировал опрос, не связана с фактическим его состоянием, это «просто самоощущение». В нашем исследовании о психологии в онкологии мы задавали вопрос, какие изменения в здоровье заставили бы людей задуматься о визите к онкологу. Девять процентов ответили, что ничто не заставило бы их это сделать». 

«Большая проблема нашей медицины в том, что мы поздно выявляем заболевания. Намного сложнее поймать рано рак, но вылечить его на ранних стадиях намного легче. То же касается сердечно-сосудистых заболеваний: у нас мужчины падают замертво, не доживая до 60 лет, потому что никто из них не в курсе, что надо активно профилактировать инсульты и инфаркты. Государству выгоднее и дешевле превентивно выявлять риски, а для этого нужно иметь долгосрочные планы по здоровью населения и популяризировать внимательное отношение к своему здоровью. В нашем обществе у врачей и обыкновенных людей отношения желают лучшего — взаимное недоверие и нелюбовь. С этим надо работать организаторам здравоохранения». 

Опубликовано в издании «Коммерсант» 26.12.2023 г.

Предыдущая запись“Ясное утро”: дайджест событий за ноябрь 2023Следующая записьКонсультация психолога включена в базовую программу ОМС
Главная / Психологическая помощь / Материалы для пациентов / Типичный портрет российского пациента: результаты всероссийского опроса
  • Программы помощи
    • Горячая линия помощи онкобольным
    • Юридическая помощь
    • Группа поддержки для пациентов “Точка опоры”
    • Группа поддержки для потерявших близкого “Вместе тепло”
    • Очные консультации психолога
    • Психологическая помощь в медицинских учреждениях
  • Поддержка пациентов и их близких
    • Психологическая поддержка
    • Юридическая поддержка
    • Справочник организаций
    • Что почитать?
    • Полезные ссылки
  • Профилактика рака
    • Кампания “Не тяни – позвони”
  • Психологам
    • Курс “Онкопсихология”
    • Психологи для работы на горячей линии
    • Ежегодный Всероссийский cъезд онкопсихологов
    • Полезные материалы для специалистов
  • Помочь проекту
    • Сделать пожертвование
    • Условия сервиса сбора пожертвований
  • О нас
    • О службе
    • Миссия и задачи
    • Наша команда
    • Наши вакансии
    • Наши партнеры
    • Документы и отчеты
    • Проектная структура
    • Новости
    • Частые вопросы о горячей линии
  • Вопрос-ответ
    • Ответы психолога
    • Ответы юриста
    • Вопрос-ответ
  • Партнерам
    • Принцип работы
    • Наши консультанты
    • Программы
    • Услуги
    • Кейсы
  • Дополнительная информация
    • Мониторинг обслуживания онкологических больных
    • О товарном знаке “Ясное утро”
    • Оценить качество консультации
    • Политика обработки персональных данных
    • Условия использования персональных данных
    • Политика безопасности платежей
  • Помочь проекту
  • Медикам
  • Пациентам
  • Психологам
  • Партнерам
2009-2025 © АНО Служба "Ясное утро". 111524, г. Москва, ул. Электродная, дом 11, стр. 18
Телефон: 8-800-100-0191, E-mail: contact@yasnoeutro.ru