В этой статье я рассказывала, как можно просить о помощи. Сегодня хочу поговорить об обратной ситуации – когда хочется оказать помощь близкому.
Нередко наблюдаю следующее. Онкологические пациенты обращаются ко мне, потому что не получают поддержки у близких; близкие пациентов обращаются ко мне, потому что хотят помочь, но не знают, как к этому подступиться.
Почему так получается? Казалось бы: пациенту нужна поддержка, близкие готовы её оказать. Что может пойти не так?
Увы, не всё так просто. Довольно часто происходит следующее. Узнав о страшном диагнозе близкого, мы пугаемся, теряемся, очень хотим помочь. Но как? Обычно в голову приходят самые распространённые фразы: «держись», «всё будет хорошо», «главное – сохранять оптимизм». Мы говорим их с лучшими намерениями. Но очень-очень часто эти фразы лишь ранят. «За что мне держаться?», «Как ты можешь знать, что всё будет хорошо?», «Я рыдаю ночами – какой тут оптимизм?!», – примерно так говорят мне пациенты, когда описывают, какую поддержку они получили от близких. И получается обратный эффект – пациент отдаляется, закрывается, а порой реагирует даже агрессивно.
Как выйти из этой ситуации?
Попробуйте начать с того, чтобы просто выслушать пациента, не пытаясь его утешить. Дать ему понять, что он услышан. В том числе в его боли и страхе. Например, так: «Я слышу, как тебе страшно. Я с тобой. Я здесь, и я очень хочу тебя поддержать».
Ситуация непростая, и наш первый порыв – как-нибудь её облегчить. Не стоит ему поддаваться. Ведь онкологический диагноз – это не пустяки. Когда кто-то говорит «всё будет хорошо», заболевший человек слышит: «Ерунда, всё наладится». Но это неправда – не ерунда. Да, очень хочется надеяться и верить, что наладится. Но сейчас, вот прямо сейчас – это серьезно и страшно. И если это игнорировать, пациент останется с ощущением, что он не понят, что он остался один со своими нелёгкими чувствами.
Не бросаться утешать сразу же – задача не из лёгких. Психологов специально обучают этому навыку. Но если у вас получится – появится шанс стать чуть ближе к страдающему человеку.
(Важный момент – когда я пишу «не бросаться утешать сразу же», я не имею в виду, что утешать не нужно в принципе. Просто не в самый первый момент. Не раньше, чем человек сможет высказать всё, что у него на душе).
Следующий возможный шаг – спросить пациента о том, какая помощь сейчас необходима. Например: «Я очень хочу помочь тебе. Скажи, как бы я мог тебя поддержать?». Можно предложить что-то конкретное, если Вам кажется, что это поможет («Вижу, что ты очень расстроена. Хочешь, обнимемся, посидим немного вместе?»). Это кажется таким простым, но как же часто я слышу о том, что близкие пытаются угадать, какая помощь нужна пациенту, но ни разу не спросили его об этом прямо!
Однако здесь есть важный нюанс – пациент может отказаться от любой помощи. Это его право. Постарайтесь отнестись к этому спокойно, но не воспринимать, как окончательное и бесповоротное решение. Старайтесь оставаться в доступе, время от времени напоминайте, что готовы оказать помощь и поддержку, но не навязывайте её.
Я верю, что главные компоненты тёплого общения – открытость и искренность. И желаю, чтобы они всегда сопровождали вас и ваших близких.
Берегите себя и получайте качественную помощь!