Обида – это очень яркая, энергетически заряженная эмоция, с которой онкологические пациенты достаточно часто обращаются за помощью к психологам. При этом чаще всего запрос на проработку обиды скорее скрытый, нежели первоочередной.
Обида – это эмоциональный ответ на травмирующую человека ситуацию, которая часто становится психологической проблемой. Суть обиды заключается в невыраженном гневе, который человек может подавлять и не проявлять годами, который в итоге влияет на его взаимоотношения с другими людьми.
Терапевтическая работа с обидой начинается уже в тот момент, когда психолог рассказывает абоненту, что же такое обида на самом деле. Если обида возникает, значит по тем или иным причинам человек не смог выразить свой гнев, выйти из состояния жертвы, отстоять себя в травмирующей ситуации. При этом чаще всего обижаются и застревают в обиде на тех, кого любят, в кого вложены значительные ожидания, на близких людей.
Обидеться можно в результате:
— действия, которое кто-то совершает против вас:
• личная или профессиональная дискредитация;
• оскорбление;
• клевета.
— либо бездействия, что является не менее разрушительным:
• не получить приглашение, которого вы ожидали;
• не получить признание за хорошо выполненную работу;
• не получить дружбу или любовь от того, от кого вы надеялись ее получить.
Самые частые формы обиды у онкологических пациентов, с которыми они обращаются на горячую линию, звучат следующим образом:
• близкие проводят со мной мало времени;
• друзья стали реже приглашать на встречи;
• супруг (-а) не до конца понимает специфику моего заболевания;
• со стороны партнера есть недовольство и даже агрессия;
• дают непрошенные советы;
• нет минимальной помощи – просто поговорить, просто вызвать такси, сопроводить к врачу или на обследование.
Самыми эффективными техниками работы с обидой я считаю когнитивно-поведенческие: они заземляют абонента и дают им возможность иначе взглянуть на реальность и на своих близких.
• мы изучаем мысли абонента об обиде;
• выясняем, как по его мнению, являются ли эти мысли реалистичными;
• существует ли точное доказательство того, что эти мысли верны?;
• аккуратно выясняем, каковы последствия для абонента, если он будет продолжать думать таким образом;
• используем бережный метод “Мягкой конфронтации”;
• применяем технику “Замены мыслей»;
• проводим работу с эмоциями, включая техники десенсибилизации и релаксации;
• и уже в качестве самостоятельной работы предлагаем поконтактировать с реальностью и проверить достоверность “новых мыслей” и “гипотез”, которые мы сформировали вместе с абонентом.
В результате одной из психологических консультаций нам совместно с абонентом удалось сформировать список причин реакций и отношения к нему со стороны близких и друзей. Очень неожиданно для абонента было осознать, что это вполне может быть:
• канцерофобия;
• мифы о самой болезни;
• беспомощность: хотят помочь, но не знают, как;
• неумение сочувствовать, при этом не предпринимая активных действий;
• низкая стрессоустойчивость;
• они сами тяжело справляются со своими переживаниями по поводу здоровья, потенциальных рисков для абонента;
• низкий уровень эмпатии и эмоционального интеллекта.
Очень важно в работе психолога – это помочь абоненту осознать, что эти реакции и эмоции со стороны близких и друзей – не про него. В результате ему удается менее болезненно реагировать на слова и поступки близких и друзей и развернуться к самому себе – высвободить энергию, продолжать заботиться о себе, следить за своим эмоциональным состоянием и здоровьем.
Вся та энергия и агрессия в созидательном смысле этого слова, которую подавляет абонент, должна быть направлена на себя – на заботу о себе, на дисциплину в лечении и питании, на уход и психологическую безопасность для самого себя.
Статья подготовлена Анной Волковой, специалистом-психологом Службы “Ясное утро”.
Дополнительные ключевые слова: работа психолога, терапевтическая работа, психологические консультации, когнитивно-поведенческие техники